Сенсорная интеграция

«Прежде чем научиться читать и считать , мы должны придать смысл тому, что мы видим и слышим, уметь спланировать наши движения и организовать наше поведение. Эта способность зависит от эффективности, с которой наша нервная система организует информацию, которую она получает от органов чувств». Анна Джин Айрес.

Сенсорная интеграция — это часть нашей повседневной жизни,это то, как мы чувствуем окружающий мир, и как мы с ним взаимодействуем. Сенсорная интеграция помогает детям осваивать новые навыки, помогает играть и учиться. Сенсорная интеграция-бессознательный процесс, в ходе которого человек принимает, различает и организует ощущения, поступающие через различные сенсорные системы.

У нас есть несколько различных сенсорных систем, которые наш мозг должен интегрировать, чтобы надлежащим образом взаимодействовать с окружающей средой. Эти сенсорные системы включают в себя:

-проприоцепцивную систему (ощущение мышц, суставов),

-вестибулярную систему (ориентация в пространстве),

— тактильную систему (контакт с кожей),

-слуховую систему (звук),

-визуальную систему (зрение),

-вкусовую систему (вкус)

-обонятельную систему (запах).

Наш мозг работает, чтобы интегрировать все эти ощущения, при этом он не должен быть перегружен или отвлечен. Сенсорная интегративная система нашего организма похожа на работу точной вычислительной машины. Если в работе даже одной из систем происходит, так называемый «сбой», то мы можем говорить о нарушении сенсорной обработки.

Далее мы укажем список трудностей, с которыми сталкивается ребенок, у которого есть дисфункция сенсорной интеграции.

При нарушении сенсорной обработки ребенка могут беспокоить:

-структура одежды (шерстяная одежда,мех животных, текстурные полотенца)

-грязь или клей на руках

-ползанье или ходьба босиком по грубому ковру или траве

-постоянно смахивает крошки со рта

-подстригание волос и ногтей

-запах духов или косметики

-окружающий шум, когда он пытается сосредоточиться

-шум в гипермаркетах, ресторанах или местах большого скопления народа

-любой неожиданный звук, такой как сирена автомобиля, школьный звонок

-внезапно заработавший мотор

-качели или горка

-яркий и солнечный свет

— положение верх ногами, кружение или кувыркание

-не плачет, когда серьезно ударится или не обращает внимание на раны

-не замечает, если кто-то задевает его

-не любит двигательную активность, избегает ее

-долго учился одеваться и есть самостоятельно

-кажется, что он не замечает и не реагирует на то, что происходит вокруг и не реагирует, когда его зовут

-плохо реагирует на состояние голода, жары или холода

-имеет проблемы с приучением к туалету

-не реагирует на остатки пищи и воды вокруг рта

-имеет пассивный, спокойный отстраненный вид

-легко погружается в свой воображаемый мир

-апатичный и быстро устает

-не реагирует на резкие запахи

-не может пользоваться руками не глядя на то, что он делает

-его сложно привлечь к беседе или другому социальному взаимодействию

-исключительно медленно реагирует на инструкции и задания

— тяжело вовлекается в окружающий его мир, не проявляет интереса к играм  и предметам

-постоянно находится в движении

-становится раздражительным и агрессивным , если его просят посидеть на месте или перестать что-то делать

-любит все крушить, бить стучать, прыгать , шуметь, и галдеть

-любит кружиться, качаться на качелях или кататься

-постоянно все хватает, цепляет людей или навязывается

-постоянно болтает и встревает в разговор и перебивает других

-не испытывает чувство опасности

-любит громко слушать музыку и включает телевизор на полную мощность

-часто фиксирует взгляд на бликах и отражениях

-предпочитает есть пищу с ярко выраженным вкусом

-часто облизывает, лижет или жует несъедобные предметы

-неспособен высидеть на стуле

-нюхает и пробует предметы, когда играет с ними

-требовательный, сложно успокоить

-может создавать сложные или даже опасные ситуации для окружающих

-постоянно требует ласки

-задержка моторного развития: поздно стал переворачиваться, сел, пополз и т.д.

-имеет проблемы со сложными, последовательными действиями

-испытывает сложности с освоением новых движений

-неловкие, неуклюжие,  с ними вечно что-нибудь случается

-часто наскакивают или натыкаются на людей или предметы

-часто нечаянно разбивают игрушки или другие предметы

-письмо или выполнение другого сложного действия занимает слишком много времени

-испытывает сложности с самообслуживанием

-не могут организовать личное пространство

-имеет слабые спортивные достижения

-предпочитают настольные и интеллектуальные игры подвижным

-неаккуратно едят (например на велосипеде)

-имеют растрепанный вид

-расстраиваются, когда не могут выполнить задание из-за низких моторных навыков

-слабый мышечный тонус и/или кажется слабым по развитию с другими детьми

-часто ложится на парту,когда пишет

-не нарабатывается автоматизм выполнения физических упражнений

-не может использовать обе руки одновременно

-упражнения с пересечением средней линии тела, вызывают затруднения, например, левой рукой пишет на левой стороне листа, а потом использует правую руку для написания правой части листа

-имеет неустойчивое равновесие и часто падает

-не вынослив и быстро устает

-плохо лазает и висит на турнике

-кажется ленивым, индифферентным , мало к чему проявляет интерес

-не может определить, что у него в руке без визуальной поддержки

-не может точно определить чем его касаются или какой части тела касаются

-плохо различает различные звуки

-не может понять,что ему говорят в шумной обстановке

-теряется в пространстве, не может найти путь домой

-не может распознать предметы по форме

-проблемы с письмом, «грязные тетрадки»

-не может самостоятельно сесть на стул, промахивается или садится с трудом

-не может различать структуру пищи

-не может различать запахи

-не может выполнять инструкции

-не любит собирать паззлы и другие визуальные игры

-фрустрирует, если не различает зрительный или слуховой сигнал

-требует частого повторения

-необходимо больше времени на выполнение заданий, чем остальным детям

«Родители-это взрослые, которые лучше всего знают сенсорные проблемы своих детей, но, очень часто их наблюдения предвзятые, потому как они как раз «родители». Родители могут жаловаться по поводу гиперреакций, или наоборот уверять , что у их ребенка небольшая задержка, он перерастет, или «показывает свой характер, демонстрирует свою личность». Ребенку может быть поставлен другой диагноз, более того он даже может получать лечение по другому заболеванию». Доктор Люси Миллер  ( Фонд по нарушению сенсорной обработки).

Для выявления симптомов дисфункции требуется проведение тщательного обследования, тестирования и профессиональной подготовки специалиста, проводящего диагностику. Диагностика основывается на полном сборе анамнеза, проведении специализированного теста, иногда вспомогательных тестов и сбора информации при помощи родительских опросников, т.е. представляет комплексную оценку.По результатам диагностики терапевт составляет сенсорный профиль ребенка и ставит цели, которые должны быть достигнуты в процессе вмешательства.

Наши специалисты по сенсорной интеграции ведут прием по адресу:

г. Москва, Мичуринский проспект д.19 к.3

Предварительная запись по телефонам:

+7 495 924-92-72
+7 968 357-23-26

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *